Начните обучаться с SUPP!

Кажется, аутизм… Что делать педагогу-психологу?

Представим ситуацию: вы психолог в УО, к вам на консультацию приводят ребёнка с очень странными симптомами.

Вы быстро замечаете, что у него нет указательного жеста, ему трудно распознавать эмоции других людей, он часто повторяет фразы из мультиков или «застревает» на какой-то фразе сверстника.

Ко всему этому прилагается ещё то, что этого ребёнка никогда не застанешь за игрой с друзьями, так как у него в группе нет друзей, и игра ему не интересна. В процессе консультации вы видите, что у него есть повторяющиеся действия, такие как «махание ручками и кружение», повторение одних и тех же фраз и т.д.

Кажется, аутизм… Что делать педагогу-психологу?, изображение №1

Родители рассказывают, что у ребёнка проблемы с питанием: он ест только определённую пищу. Вскользь упоминают, что им сложно понять своего малыша, подозревают, что он плохо слышит, а ещё … если нужно зайти в магазин или в аптеку по дороге в запланированное место, то дорога превращается в одну сплошную истерику:

Нужно обязательно следовать тому маршруту и режиму, по которому ходили раньше. Шаг влево, шаг вправо – истерика. Родители в недоумении.

Что делать нам, психологам и педагогам?

Вебинары, которые помогут Вам в работе с детьми с РАС, можно найти тут

Все перечисленные симптомы могут быть признаками расстройств аутистического спектра. Но!

Мы не должны ставить диагноз ребёнку!

Во-первых, пишем заключение о том, что «в процессе консультации было выявлено следующее …» и перечисляем всё, что наблюдали: ни больше, ни меньше.

Факты – наше всё.

Обязательно направляем ребёнка на обследование к психиатру в местный психоневрологический диспансер. При этом важно объяснить родителям, почему им нужно обследовать ребёнка. Если вместе с тем, о чём мы уже сказали, есть ещё и проявления опасного поведения, то будет не лишним направить ребёнка на медицинское обследование (к педиатру, гастроэнтерологу, ЛОРу).

Кажется, аутизм… Что делать педагогу-психологу?, изображение №3

Нам, как педагогам и психологам, обязательно знать, что поведенческие нарушения могут быть спровоцированы заболеваниями, о которых ребёнок часто не может сказать!

Наша задача – помочь распознать эти заболевания, направив этого молодого человека на медицинское обследование.

После этого можно уже начинать строить программу вмешательства для этого малыша и начинать по ней работать.

Аутистические нарушения могут абсолютно отличаться от тех, которые были описаны в этом тексте. Это лишь один из примеров.

Подробнее о симптомах РАС, способах их диагностики и о том, как с этим работать, можно узнать в нашем бесплатном онлайн-курсе.